Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

К вопросу о формировании ИКТ - компетенций у современных учителей (по итогам брюссельского Форума Евросоюза по интернет-безопасности)

Авторы: Богданова Диана Александровна 1, Кандидат педагогических наук, Федосеев Андрей Алексеевич 2, Кандидат технических наук
1 Институт проблем информатики российской академии наук, 2 Институт проблем информатики Российской академии наук
Рассматриваются основные вопросы, обсуждавшиеся на Форуме Евросоюза по детской интернет-безопасности, проходившего в Брюсселе 6-7 ноября этого года, и анализируется их актуальность и возможность использования в российских реалиях.

            ИТ-компетентность современного педагога неотделима  от коммуникационной составляющей:  эти понятия неразрывно связаны, представляя собой ИКТ-компетентность.  Облачные технологии, массовые открытые онлайновые курсы, Big Data, социальные сервисы, последнее время широко продвигаемые к использованию в классной комнате – все эти  возможности предполагают использование компьютера и интернета. Одними из главных требований, предъявляемых к ИКТ-компетентному педагогу являются, в соответствии с декларацией Юнеско, принятой в мае этого года, цифровая и медиаграмотность, включающие знание основных правил организации безопасной работы детей в Интернете и специальных шагов по ее формированию. А в связи с расширением гражданских движений в защиту детей от информации, наносящей вред и ущерб их здоровью, особое звучание получила и тема “цифрового гражданства”, представляющего собой концепцию, помогающую учителям и специалистам в области информационных технологий понимать, что нужно знать учащимся, чтобы пользоваться технологиями надлежащим образом. Это – способ подготовки нынешних детей – поколения “М”(мобильный),  к жизни в обществе, насыщенном технологиями.

Поэтому в программу подготовки будущих и повышения квалификации сегодняшних учителей обязательно должны быть включены разделы, посвященные формированию у педагогов информационной и медиаграмотности, как всеохватывающей концепции, включающей среди прочих, знание базовых правил защиты конфиденциальности и собственной кибербезопасности, навыки критического анализа и общения в социальных сетях – все перечислить довольно сложно.
Состоявшийся 6-7 ноября в Брюсселе Форум Евросоюза по детской интернет-безопасности, на котором с сообщением выступил и один из авторов, был посвящен самым актуальным, по мнению европейских специалистов, аспектам этой проблемы в ее сегодняшнем звучании. Ограниченный объем тезисов не позволяет уделить внимание всем проблемам, обсуждавшимся на Форуме, поэтому рассмотрим некоторые основные вопросы. 

1.                       Реклама в сети. Этой теме было посвящено отдельное заседание, и к ней неоднократно возвращались во все время работы Форума. Современная индустрия рекламы активно эксплуатирует детей. Ребенок не только не в состоянии оценить добросовестность рекламы, он даже не в состоянии отличить рекламу от не рекламного материала. Компании стараются сформировать “правильные” установки по отношению к тому или иному брэнду у ребенка как можно раньше. Под влияние “вы этого достойны” должны попадать самые юные девчонки и мальчишки в силу своей неокрепшей еще самостоятельности мышления. Кроме того, за последние несколько лет произошла гиперсексуализация рекламы, что не способствует формированию у детей правильного представления о любви и уважении в отношениях полов. На форуме много говорилось о необходимости обучения медиаграмотности детей, педагогов и родителей. Как сказала в своем выступлении профессор Соня Ливингстоун, "мы уже много знаем о том, что дети используют возможности интернета для общения, самовыражения, для игр. Мы также знаем о том, каким контентным, контактным и поведенческим рискам подвергаются дети, пребывая онлайн. Но мы еще очень мало знаем о том, каким коммерческим опасностям подвергаются дети и их персональные данные. Должно ли так быть всегда и правильно ли это, что, если мы не платим за проект, то тогда мы сами становимся продуктом для продажи?" Несмотря на то, что законодательно дети формально защищены от рекламы, эти ограничения зачастую не соблюдаются. А сами рекламные технологии, начавшись от простых баннеров, располагавшихся на обычных сайтах, развились до персонифицированных бихевиористских рекламных сетей. Онлайновой бихевиористской рекламой специалисты называют [1] широкий спектр деятельности специализированных компаний, нацеленных, за счет использования специального инструментария, на сбор информации об онлайновых занятиях пользователя и использующих ее для того, чтобы предложить рекламу или материалы, соответствующие интересам пользователя. Изощренность и интенсивность, с которой исследуется поведение пользователя в сети и настраиваются рекламные блоки, говорит о том, что эта тенденция сохранится, и будет развиваться далее.

Нередко дети становятся жертвами мошеннических сайтов, предлагающих “бесплатный быстрый доступ” к продуктам, находящимся под защитой авторского права, таким как музыка, фильмы, игры. Эти сайты обычно распространяют вредоносные программы, а также собирают имена для спамеров или для иных противозаконных недостойных действий. И дети, как правило, не осознают, что кажущееся бесплатным на самом деле оплачивается их персональными данными, которые они сообщают, регистрируясь на сайте [1]. На форуме поднимался вопрос о возможности организации саморегулирования рекламы. Это означает, что реклама может появляться на экране пользователя не по умолчанию, как это имеет место сейчас, а только случае, если пользователь даст на это разрешение, поставив "галочку" в соответствующем окошке. Проблема кибертравли (буллинга), а особенно травля на основе секстинга. В отдельных странах Евросоюзе создаются специальные центры профилактики. По сравнению с 2010 годом буллинг получил более широкое распространение, особенно среди детей возраста 10-13 лет.  Конфедерация семейных организаций Евросоюза инициировала проект, посвященный антибуллингу. Проект ориентирован на подростков от 13 лет, поскольку именно с этого возраста многие социальные сети допускают официальную регистрацию детей. Проект состоит из нескольких направлений. Это организация специальной конференции, посвященной только проблемам буллинга, разработка мобильных приложений, позволяющих быстро подобрать необходимые ресурсы, основываясь на данных персональной странички в сети, а в случае необходимости и обратиться за помощью и получить ее. Результаты онлайнового голосования на Форуме показали, что самым важным фактором в профилактике буллинга, по мнению участников, является образование. Следующим профилактическим фактором было выбрано посредничество взрослых в отношениях детей, участие школы, а также дополнительная защита с помощью сетевых настроек по умолчанию и эффективная работа с поступающими жалобами.

Новый феномен привлек к себе внимание психологов. Появляются предположения, что это форма нового тысячелетия вести дневник или писать стихи, выражая беспокойство и неуверенность [1]. Или это сигнал семье и друзьям, что что-то идет не так. Теперь, размещая страдание онлайн, испытывающий к себе ненависть получает аудиторию. И, по мнению психиатров, занимающихся психологией подростков и проблемами, связанными с их зависимостью от технологий, пример, кажущийся единичным, имеет гораздо более широкое распространение, чем это кажется. На Форуме состоялся обмен опытом между центрами антибуллинга в Европе по профилактике и пресечению, а также помощи жертвам буллинга.

2.                       Мобильные приложения. Как оказалось, остро стоит вопрос о том, как правильно выбирать мобильное приложение для ребенка, тем более, что количество предложений непрерывно увеличивается. В качестве одного из способов решения проблемы представителем из Голландии было предложено использование аналога нашего "сарафанного радио". По его мнению, следует делать выбор, опираясь на мнение некоторого (неопределенного) числа друзей, друзей друзей и т.д. По мнению авторов, такой способ не может быть рекомендован к использованию, поскольку содержит слишком много неопределенностей. Проведенное онлайновое голосование показало, что, по мнению большинства, прежде, чем рекомендовать приложение ребенку, родителям следует проверить его лично. Другой возможный вариант решения проблемы, занявший второе место по результатам голосования, это чтение обзоров и посещение блогов и сайтов для родителей. Возможным решением проблемы выбора станет участие PEGI в классификации приложений аналогично тому, как это делается для компьютерных игр. Было высказано интересное предложение о возможности регулирования занятий ребенка с приложениями – это встраиваемый в приложение таймер, с возможностью установок продолжительности на день, на неделю, на выходные. По мнению авторов, эта проблема проще найдет свое решение, чем остальные, поднятые на Форуме.

3.                       Репутация в сети. В процессе работы Форума неоднократно проводилось онлайн голосование по различным актуальным вопросам. Одним из вопросов был: чем Вы дорожите в сети? И на первое место вышел ответ: "онлайновая репутация", а второе место занял ответ "Сохранность личных данных". Это означает, что надо быть активным и последовательным в управлении своей онлайновой конфиденциальностью и репутацией. В нынешнее время весьма вероятно, что люди вначале узнают нас онлайн, а уже потом встретят в реальной жизни. И поэтому особенно важно, чтобы личность человека онлайн отражала себя в реальной жизни. Одним из самых надежных способов контроля онлайновой репутации пока что была названа установка уведомления Google alert, которое обеспечивает возможность получать уведомления всякий раз, как имя пользователя будет упомянуто в интернете, включая новые сайты, видеосайты, социальные сети и т.д. Особое внимание рекомендовалось обратить на возможные варианты написания имени и фамилии, а, следовательно, в российском варианте следует на всякий случай включить и отчество. Как только в пришедшем уведомлении будет обнаружено, что что-то не так, нужно начинать действовать немедленно. Создавая свою онлайновую репутацию, рекомендовалось обратить на установки конфиденциальности. В информационный век управление репутацией важно как никогда. И онлайновое присутствие должно быть столь же профессиональным и позитивным, как и в реальной жизни.

            В условиях жизни в информационном обществе и формирования правильных навыков у подрастающего поколения “М” необходимость владения ИКТ-компетенций для современных педагогов не вызывает сомнения. А обмен опытом на разных уровнях может стать ценным источником информации и совершенствования профессионального мастерства.


 

Список использованных источников
  1. Д.А. Богданова. По ту сторону экрана или об эволюции Интернет-рисков / Материалы международной научной конференция “Информатизация образования”, Минск 22-25 октября 2014. С. 41-45
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Ключевые слова  ИКТ-компетентность, интернет-безопасность, реклама в сети, буллинг, мобильные приложения, управление репутацией

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.