Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

ЭЛЕКТРОННЫЙ АННОТИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ ЖУРНАЛЬНЫХ СТАТЕЙ ПО КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ

Авторы: Копытова Наталья Евгеньевна 1, Кандидат химических наук, Доцент, Косенкова Инна Викторовна 2, Макарова Людмила Николаевна 2, доктор педагогических наук, профессор
1 ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2 Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
Описан электронный аннотированный каталог журнальных статей по критическому мышлению.

Компьютерные информационные технологии обеспечили возможность хранения больших объемов данных, быстрого поиска, доступа к удаленным информационным ресурсам. Современные базы данных позволяют хранить различную информацию об объектах реального мира. Одним из видов информации, хранимой в базах данных, может быть реферативная информация в какой-либо предметной области. Такая информация помогает пользователю получить сведения о документах до непосредственного обращения к ним, облегчает поиск нужных изданий по выбранной тематике.

Нами разработан электронный аннотированный каталог журнальных статей по критическому мышлению. Выбор именно данного вида мышления обоснован тем обстоятельством, что одним из активно развивающихся направлений реформирования системы современного образования является ориентация на развитие критического мышления личности, которое предполагает наличие навыков рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, развитие способностей к аналитической, прогностической деятельности, проблемному видению, поиску альтернативных, инновационных форм, средств и методов, способствующих рациональному решению задач и проблем, а также к оценке аналогичных возможностей других людей, что делает развитие этого вида мышления важным условием для формирования конкурентоспособной личности будущего специалиста.

В исследованиях Е.С. Полат убедительно доказано, что современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, а так же на собственные наблюдения и опыт других людей. Развитие критического мышления студентов, как отмечают А.В. Коржуев, В.А. Попков, Е.Л. Рязанова, А.П. Тряпицына, оказывая положительное влияние на формирование компетентности будущих специалистов, является признанной необходимостью современной российской системы образования. Наличие высокого уровня развития критического мышления способствует формированию компетенций, необходимых для эффективной учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов: системных; межличностных; инструментальных (И.А. Зимняя).

Критическое мышление понимается как механизм, посредством которого осуществляется контроль, селективная и оценочная деятельность (Н. Б. Березанская, Д. Халперн). При этом оно выполняет оценочную функцию по отношению к мышлению (Дж. Гилфорд, Д. Халперн), которая реализуется посредством критериев или интеллектуальных стандартов.

Критическое мышление рассматривается как средство саморегуляции мышления с целью его улучшения и оптимизации для решения возникающих проблем. Когда проблема не решается, то критическое мышление помогает выявить затруднения, ошибки, внутренние противоречия на основе принятых человеком норм (стандартов, образцов, правил) этой деятельности. Кроме затруднений, человек посредством критического мышления выделяет те ключевые моменты, на базе которых может быть пересмотрено решение задачи в целом.

Одна из важнейших особенностей критического мышления заключается в том, что посредством него индивид учится анализу и конструированию рассуждений на основе логичности и объективности, аргументации выводов, получению знания, являющегося основой профессиональной сферы деятельности, переосмыслению собственных предубеждений и стереотипов в поведении, деятельности и мышлении.

Содержание характеристик критического мышления указывают на ту область, в которой оно является наиболее применимым и важным, а именно на область различных исследований, выработки и принятия решения, планирования успешной деятельности, разрешения задач различной этимологии и направленности, формирования собственного объективного мнения.

Вместе с тем важно учитывать, что основой любой компетенции являются знания умения и навыки, многие из которых имеют универсальный характер. Важность принятия решения, выработки собственного мнения, разрешения проблемы - это то, с чем любой человек сталкивается практически во всех областях своей жизни. Поэтому развитие критического мышления может быть отнесено и к компетенциям, связанными с самосовершенствованием, так как оно способно помочь в вопросах касающихся саморегулирования и планирования развития собственной личности, а в его развитом состоянии становится одним из качеств личности.

Для программной реализации аннотированного каталога журнальных статей по критическому мышлению были использованы языки программирования: PHP, JQuery, были применены такие технологии, как HTML5, CSS3, AJAX, бесплатная база данных MYSQL.

В электронном каталоге проведенасистематизация статей по году выпуска, поиск и выборка статей по ключевым словам, авторам и названиям. Организован быстрый и удобный поиск информации. Результаты поиска выдаются в виде HTML-страницы, содержащей список найденных библиографических ссылок, оформленный в соответствии с ГОСТом. Каждая библиографическая ссылка является гиперссылкой на HTML-страницу, оформленную в виде библиографической карточки. Данная карточка содержит библиографическое описание и аннотацию статьи.

На настоящий момент каталогвключает 350статейс аннотациями, опубликованных в 2002-2014гг. в различных журналах. Распределение статей по годам приведено в таблице 1.

 

Таблица 1. Распределение статей в каталоге по годам

Год
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
Кол-во статей
1
6
4
6
8
21
19
44
39
52
44
67
39

 

Преимуществом использования электронного каталога является оперативность внесения изменений и дополнений.Из каталога, если это необходимо, можно распечатать любую информацию.

Электронный каталог может быть полезенпреподавателям вузов, учителям школ, специалистам, интересующимся проблемами критического мышления. 

Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  критическое мышление, электронный каталог

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.