Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Преподавание информатики для бакалавров основных направлений подготовки: теория и практика

Авторы: Исаева Галина Николаевна 1, Кандидат технических наук, Стрельцова Галина Альбертовна 2, Кандидат технических наук, Штрафина Елена Дмитриевна 1
1 ГБОУ ВПО МО Финансово-технологическая академия, 2 Финансово-технологическая Академия
Рассмотрены основные проблемы преподавания информатики в Финансово–технологической академии г. Королёва (Академии), связанные с разным уровнем подготовки выпускников средней школы. Приводится краткий обзор содержания дисциплин по информационным технологиям в стандарте третьего поколения. Даются рекомендации по развитию системного подхода к преподаванию информатики, который способствует формировани
Даже маленькая практика стоит большой теории (Прикладная Мэрфилогия. Закон Букера)

Курс информатики (Computer Science) до недавнего времени являлся обязательной дисциплиной для всех специальностей высшей школы, при этом, изучение информатики сводилось к освоению компьютера на уровне пользователя, и, по желанию преподавателя, обучаемым давались основы одного из алгоритмических языков программирования. В этот период информатика в средней школе изучалась факультативно или же отсутствовала вообще.

В настоящее время считается, что выпускник средней школы является грамотным пользователем компьютера, и его, как бакалавра, необходимо обучить методам решения профессиональных задач с использованием средств информатики (профессиональной информатике). Поэтому в стандартах ФГОС третьего поколения вместо информатики присутствуют такие дисциплины, как «Пакеты прикладных программ» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности». На практике же существует достаточно много проблем для организации на достаточно высоком уровне обучения не только профессиональной информатике, но и общей информатике.

Прежде всего, нужно признать, что знания по информатике, полученные в средней школе, очень разнятся между собой.

Выпускник, выбравший в качестве своей будущей профессии – Информационные Технологии (ИТ) – заранее готовился к сдаче ЕГЭ, и блестяще в форме тестирования готов к выбору правильных ответов в различных разделах информатики. Однако, даже у такого «подготовленного» студента нет целостного представления о курсе «Информатика», а есть лишь навык решения задач определенных классов по отдельным разделам. Да и компьютерная грамотность, как правило, «хромает» – нет навыка работы с встроенными функциональными возможностями офисных программ.

Второй контингент обучаемых – бакалавры других направлений подготовки, например, как в нашей Академии –  финансово–экономического, социально–гуманитарного направления, их уровень знаний информатики очень невысок. Причины этого те же: факультативное изучение информатики в школе или ее отсутствие. Вследствие этого, по предметам«Пакеты прикладных программ» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» приходится преподавать основы работы с офисным пакетом MS Office, так как ни объёма курса по этим направлениям, ни базовых знаний не хватает, чтобы обучить студентов работе в соответствующих профессиональных программных системах и средах.

Исходя из приведенных аспектов, в нашей Академии обучение информационным дисциплинам начинается с преподавания курса рациональной, грамотной работы с персональным компьютером. На первом году обучения в течение одного семестра основу практических занятий по профессиональной информатике составляет знакомство студентов с колоссальными возможностями пакета MSOffice.

Такой подход вполне оправдан: студенты с разной базовой подготовкой, о которой упоминалось выше, умеют в дальнейшем быстро и грамотно оформить свои доклады на конференции, проектные работы и дипломы; они хорошо знают возможности автоматизации вычислений, связанных с математикой, прогнозированием, оптимизацией, заложенными в последних версиях пакета. При этом основной целью обучения является стимулирование студента к эффективной работе с компьютером, обучение его приёмам, сокращающим время решения широкого класса повседневных задач [1,2,3,4].

Но XXI век – век информатизации и компьютеризации общества. Следовательно,  информационные технологии – это, прежде всего, программные среды для ИТ–специалистов. Эти среды очень быстро меняются, как правило, их демонстрационныеверсии – бесплатны, и при наличии огромного интерактивного материала в глобальной сети Интернет, легко осваиваются школьниками и студентами самостоятельно. Что же нужно предложить студентам для изучения в рамках курса профессиональной информатики, в чём состоит роль преподавателя?

Изучение интерфейса по заранее выданным картам и заданиям не вызывает интереса у студентов, не развивает логическое мышление, самостоятельность, не даёт возможность проявить себя и предложить оригинальное решение… На последних конференциях по новым стандартам и подходам в образовании выработался устойчивый вектор – обучать думать и самостоятельно принимать решение по выбору того или иного метода и подхода, т.е. учить алгоритмизации [5,6].

Чтобы заставить студентов и школьников вернуться к учебникам и самостоятельно искать решение, используя технологию как инструмент для реализации выбранного или разработанного метода именно и надо применять этот подход.

Ориентация на развитие самостоятельности и контроль выполнения текущих заданий в семестре для бакалавров, обучаемых по направлению «Прикладная информатика»,«Информационные системы и технологии»и «Управление в технических системах» показывает, что у студентов повышается интерес к предмету. Они вынуждены вспоминать или обновлять свои математические навыки, найдя подобную задачу в сети решаемой, они должны разобраться в её алгоритме, то есть следовать самому главному принципу в программировании и информатике – «расширяемости».

Например, в курсе «Информатика» по  теме «Булева алгебра», студенту предлагается самостоятельно разобраться в таких вопросах как дизъюнктивная нормальная форма (ДНФ), совершенная дизъюнктивная нормальная форма (СДНФ), а на практических занятиях решить задачи на переход от ДНФ к СДНФ, осуществить построение логических схем на основе предложенных СДНФ, и пр. Таким образом, студент изучает возможности практического применения весьма не простого материала булевой алгебры, с основами которого он знаком ещё со школьной скамьи; он имеет возможность в программном пакете составить схему из логических элементов, тем самым самостоятельно увязывая таблицы истинности с логикой работы различных схем.

Кроме того, некоторые дисциплины разбиваются на модули. Так, например, курс «Информатика и программирование» для бакалавров направления подготовки  «Прикладная информатика» в Академии был разбит на два модуля: «Информатика» и «Офисное программирование». Модуль «Информатика» является расширением школьного курса ИКТ: на практике идет углубленное изучение пакета MSOffice(об освоении которого упоминалось выше). Модуль же «Офисное программирование» позволяет, используя VBA, научить бакалавров автоматизировать функции и операции в решаемых задачах, если не хватает средств самого пакета. Студенты уже на первых курсах понимают, как можно расширить возможности пользовательских приложений.

Без сомнения, обучаемый с такой базовой компьютерной подготовкой будет вполне готов для освоения более сложных курсов и модулей, которые составляют стандарт основных направлений подготовкибакалавров.

Кроме того, роль преподавателя высшей школы меняется – он сам должен развиваться и совершенствоваться: ориентироваться в современных технологиях, расширять свои базовые знания не только в рамках читаемого курса, но ив сопутствующих дисциплинах.

Модуль в третьем стандарте приобретает вполне правильный смысл: объединение взаимосвязанных дисциплин, формирующих разносторонние навыки и умения у студентов высшей школы в рамках будущей профессии. Это и явится тем фундаментом, где на первом месте будут стоять математические, физические, биологические, экономические знания, а технология будет инструментом, позволяющим эффективно (быстро и без ошибок) решать поставленные преподавателем задачи. И задачи, как было сказано выше, заставят совершенствоваться и преподавателя, и студента, ибо незыблем постулат: «Информационные ресурсы – это единственные ресурсы, которые тем быстрее растут, чем больше их расходуют». 

Список использованных источников
  1. Штрафина Е.Д. Информатика и программирование. Модуль «Офисное программирование»: Рабочая программа. –Королев МО: ФТА, –2013, –27 с.
  2. Стрельцова Г.А. Рабочая программа дисциплины «Информатика» для бакалавров направления подготовки 080200 Менеджмент, –Королев МО: ФТА, –2012, –26 с.
  3. Исаева Г.Н. Методические указания к выполнению домашнего задания. Дисциплина «ИНФОРМАТИКА» для бакалавров направления подготовки 090900 62 «Информационная безопасность», – Королев МО: ФТА, –2012, –15 с.
  4. Штрафина Е.Д. Информатика и программирование. Модуль «Информатика»: Рабочая программа. –Королев МО: ФТА, –2012, –32 с.
  5. Материалы XXIV Международной конференции «Применение инновационных технологий в образовании», 26–27 июня 2013г., –Троицк–Москва, –796с.
  6. Сборник трудов 14 Международной научно–практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Применение технологий "1С" для повышения эффективности деятельности организаций образования) 28–29 января 2014г, –Тезисы конференции / Москва 2014 Часть 1/, –461с.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Бакалавриат
Ключевые слова  профессиональная информатика, компьютерная грамотность, информационные ресурсы

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.