Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Участие студентов в обновлении электронных учебных курсов как способ развития профессиональных навыков

Авторы: Вячистая Юлия Валерьевна, Маслова Юлия Валентиновна
Национальный исследовательский Томский государственный университет
С целью формирования и совершенствования навыков работы с научно-технической информацией студентам в качестве варианта организации самостоятельной работы было предложено разработать или расширить элементы электронных учебных курсов (ЭУК) средствами виртуальной обучающей среды MOODLE», используемой для сопровождения образовательного процесса на радиофизическом факультете НИ ТГУ

В настоящее время в качестве виртуальной обучающей среды (ВОС) могут успешно выступать как «неспецифические» информационные ресурсы и соответствующие Интернет-технологии: вики-проекты, социальные сети; так и целенаправленно созданные системы управления обучением, включающие специальный инструментарий для оптимальной организации образовательной деятельности. В последнем случае можно выделить как ВОС, ориентированные на потребности конкретного вуза, образовательного сообщества и т.п., так и универсальные, предоставляющие широкие возможности для адаптации под конкретный класс задач. В этом сегменте широкую и заслуженную популярность  завоевала e-learning system MOODLE (свободное распространение, открытый код, официальный сайт: www.moodle.org). На радиофизическом факультете (РФФ) НИ ТГУ для повышения эффективности работы студентов в рамках некоторых курсов активно используется именно она [1].

Следуя современным образовательным стандартам, необходимо предусматривать в учебных программах и курсах технологии развития у будущих выпускников в том числе универсальных навыков (общекультурных компетенций), которые в дальнейшем будут способствовать не только их трудоустройству и успешной профессиональной деятельности, но и общему развитию личности. С точки зрения авторов, в рамках изучения радиофизических дисциплин у студентов среди прочего возможно сформировать и развить  навыки:

  • самостоятельного поиска информации, ее систематизации, представления и интерпретации;
  • постановки и решения различных проблемных задач;
  • правильной формулировки и доступного изложения своих идей и др.,

в итоге задающие основу профессиональному саморазвитию независимо от области деятельности.

C этой целью авторами исследовались возможности организации самостоятельной работы студентов в форме участия их в модернизации электронных MOODLE-курсов, соответствующих специализированным («Материалы микро- и наноэлектроники», «Волоконно-оптические линии связи») и общепрофессиональным («Твердотельная электроника») курсам  подготовки бакалавров на РФФ.

Как правило, выполнение студентами научно-исследовательской работ (НИР) предполагает более глубокое изучение отдельных разделов тех или иных спецкурсов и тем самым обеспечивает им достаточную подготовку для  разработки  соответствующих элементов спецкурса.  Слушателям    курса «Материалы микро- и наноэлектроники» было предложено стать авторами полноценных справочных статей, посвященных свойствам, особенностям и применениям того или иного полупроводникового материала, в соответствии с тематикой их НИР. Подразумевалось также включение иллюстраций, списка литературы, справочной и ссылочной информации. Главным пожеланием стало – подать информацию в расчете на уровень аудитории, не обладающей углубленной  подготовкой. Каждый из участников имел также возможность дополнять тексты остальных. Подобная деятельность способствует как закреплению  усвоенных теоретических знаний, так и дополнительной тренировке навыков поиска и последовательного, логичного, доступного изложения специализированной информации. Справочник реализован на основе встроенного элемента ВОС MOODLE «Глоссарий» с использованием расширенных прав доступа для участников. Роль преподавателя свелась к правкам стиля и формата, контролю корректной работы справочных ссылок [2].

Также, в качестве задания для самостоятельной работы, студентам, изучающим все вышеперечисленные курсы, было предложено принять участие в расширении банков контрольных  тестовых вопросов по ним. Обучающиеся готовили некоторое количество (не больше 20) вопросов, имея полную свободу выбора формы их предъявления:  единственный или множественный выбор ответов, текстовое, символьное или графическое задание, вычисляемый ответ, выбор соответствия и т.д.

Подобная работа требует как минимум:

  • углубленного освоения заданных разделов учебного материала;
  • его анализа и выбора проблемы для составления  вопроса;
  • четкой, корректной и доступной формулировки специализированной, в том числе терминологической, информации.

Более сложный, но творческий и интересный студентам этап представляет собой  внесение в задание  дополнительной сложности в виде своеобразных  информационных «помех»: трансформации привычного вида данных (из текстового в графический и наоборот), отрицательной формулировки, альтернативных «правдоподобных» ответов (пример приведен на рисунке 1) и т.д. Стоит учитывать и психологические аспекты данной деятельности: «здоровое тщеславие» и желание посоревноваться между собой, т.к. при окончательном внесении вопроса в общую тестовую базу указывается имя его автора, что дополнительно стимулирует качественное и оригинальное исполнение работы. Непривычный, в т.ч. «эмоционально окрашенный», подход к изучаемому материалу дополнительно способствует  закреплению  усвоенных теоретических знаний.

Рисунок 1. Пример тестового вопроса «единственный выбор», автор Каргин Н.Я.., 703 гр.

Итоги такой самостоятельной работы студентов несомненно способствуют и развитию ЭУК в целом: расширяется их содержание, появляются новые интересные подходы и формулировки. Сопровождение  данного вида образовательной деятельности преподавателем включает совместное  обсуждение упоминаемых терминов и явлений (пример вопроса представлен на рисунке 2), обоснование корректности их использования, редактирование  и уточнение формулировок (что косвенным образом также влияет на запоминание материала студентами).  Также преподаватель ранжирует вопросы по уровню сложности и формирует тесты (элемент ВОС «Тест») различного предназначения («Зачет», «Экзамен», «Тематический»,  и пр.).

Рисунок 2. Пример тестового вопроса «множественный выбор», автор Дарусенкова Е.В., 796 гр.

Студенты параллельных потоковых групп могут привлекаться в качестве испытателей (бета-тестеров).

ВОС допускает выполнения тестов в 2 режимах: репетиционный (без ограничения  продолжительности, числа попыток, с указанием ошибок) и финальный (экзаменационный) (единственная попытка для фиксированного момента).

Опрос студентов подтверждает эффективность репетиционного тестового режима не только для контроля усвоения материала, но и в качестве тренинга запоминания, например, фактических данных (наименований, численных значений и пр.), а также в качестве ресурса для самостоятельной подготовки к выполнению лабораторных работ по соответствующему предмету [3].

По итогам также следует отметить, что участники заинтересованно и творчески подходили к решению поставленных задач, активно взаимодействовали с преподавателем, использовали дополнительную литературу.

В результате авторам удалось:

  • мотивировать студентов на самостоятельную работу и профессиональное саморазвитие;
  • добиться более глубокого освоения студентами учебного материала;
  • предоставить им возможность тренировки  навыков работы с информацией;
  • расширить базу тестовых вопросов своих электронных курсов, т.е. усовершенствовать процедуру контроля качества усвоения материала студентами.

Дополнительно в каждом из случаев использовалась предоставляемая ВОС MOODLE возможность закрытого для прочих участников группы обмена информацией с преподавателем.

Список использованных источников
  1. Жуков А.А., Дейкова Г.М. Роль информационных технологий в реализации компетентностного подхода при изучении радиотехнических дисциплин // Известия вузов. Физика. – 2013. – Т. 56. – № 10/3. – С. 127-129.
  2. Вячистая Ю.В. Виртуальная обучающая среда: участие студентов в модернизации электронных курсов //Современное образование: новые методы и технологии в организации образовательного процесса: Материалы международной научно-методической конференции, 31 января -1 февраля 2013 г., Россия, Томск. Томск: Изд-во ТУСУР, 2013. С. 62-63.
  3. Маслова Ю.В., Коханенко А.П. Использование электронного тестирующего модуля в системе moodle для развития необходимых компетенций у студентов // Известия вузов. Физика. – 2013. – Т. 56. – № 10/3. – С. 156-158.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Ключевые слова  moodle, виртуальная образовательная среда, самостоятельная работа студентов, развитие электронных учебных курсов

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.